Поиск

+7 (495) 510-76-10 (пн-пт: 9.00-18.00)

+7 (495) 923-30-11 (пн-вс: 9.00-24.00)

info@expertlaw.ru

Консультация бесплатно!

суббота, 20 апреля 2019
Блог
Задать вопрос
Мы в социальных сетях

Сегодня у нас в производстве 112 дел

из них:

  • банкротство фирмы - 21
  • регистрация фирмы - 17
  • ликвидация фирмы - 9
  • изменения в учредительные документы - 11
  • реорганизация предприятия - 5

Обновлено: 11.12.2014

Зачем нужна новая классификация коммерческих организаций?

Опубликовано: 1 декабря 2014 г.

Зачем нужна новая классификация коммерческих организаций?

В обновленном Гражданском кодексе существует ряд норм, которые приняты с учетом необходимости развивать имеющуюся правовую систему, ряд других положений основывается на том, как происходила подача иска в арбитраж за последние годы, а также на другом опыте, полученном в ходе арбитражной практики. Существует также отдельная группа норм, которые заимствованы из правовых систем других государств. Именно эти положения наиболее сомнительны и поэтому вызывают ряд вопросов.

При копировании или переписывании с небольшими изменениями положений, которые годами нарабатывались в рамках чуждых нашей стране правовых систем, в частности, систем англо-американских государств, не учитывается, что функционирование заимствованных норм долгие годы оттачивалось на практике с учетом взаимодействия с рядом других смежных положений. В этой связи возникают большие сомнения по эффективности работы подобных нововведений в российском законодательстве.

Зачем понадобились корпоративные и унитарные юридические лица?

Если не считать нескольких оставшихся в мире социалистических государств, пожалуй, только в России в достаточно большом количестве еще сохранилась унитарная форма существования организации как таковой. Речь идет о государственных и муниципальных компаниях. Ликвидировать предприятие такой формы собственности в стандартном порядке нельзя, во взаимоотношениях с ними возникает масса проблем, но на данном этапе остальным бизнес структурам РФ приходится мириться с этим фактом. В развитых государствах подобной формы компании не существует как таковой, там даже нет понятия некорпоративной организации.

Объяснить «почему у них так» достаточно просто. Бизнес за рубежом воспринимается только как бизнес, поэтому строится на единых общих основаниях. Каждая компания преследует цель получения прибыли, для этого многие предприятия требуют финансовых вливаний со стороны. Любой инвестор, направляющий свой капитал в тот или иной проект рассчитывает со временем получить определенную отдачу в виде положительного финансового результата. В случае сотрудничества с корпоративной организацией инвестор получает причитающуюся ему долю в структуре общества. В ситуации, когда предполагается выход из компании, доля в виде активов либо забирается, либо передается третьему лицу.

В предприятиях унитарного типа такая практика не представляется возможной, поскольку жизнеспособность организации изначально поддерживается за счет государственных источников финансирования. По этой причине в обновленном ГК и появилась данная норма, подкрепляемая реалиями сегодняшнего дня. Конечно, за последние десятилетия роль государственных предприятий в жизни страны несколько уменьшилась, но по ряду причин с их существованием все еще приходится мириться. Хотя, надо признать, что споры о целесообразности сохранения организаций такого типа велись и достаточно жаркие. Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать, что в новом кодексе все-таки однозначно подчеркивается, что главной формой юридического лица отныне становится корпорация.

Следует также отметить, что деление на корпоративную и унитарную группу стало относиться и к некоммерческим организациям. Благодаря введению новой классификации, кодекс устанавливает нормы, которые являются едиными для предприятий всех типов:

  1. Положение об органах управления, которое гласит, что высший орган управления корпорации это общее собрание ее участников, вне зависимости от названия (конференция, съезд и т.п.).
  2. Положение об обязанностях и правах.
  3. Нормы вступления и выхода из корпорации.

В отдельном порядке предусматривается внедрение общего перечня норм для коммерческих корпораций, в основу которых ложится объединение капиталов и активов, т.е. речь идет о нормах для хозяйственных обществ. Данные положения однозначно являются самыми основными и наиболее важными. Детальное развитие основополагающих моментов будет осуществляться за счет принятия или обновления отдельных законодательных актов, посвященных деятельности АО и ООО.

Специфика новых организационно правовых форм

Старая версия Гражданского кодекса создавалась еще в 90-х годах прошлого столетия. В то время, сразу после распада СССР, очень трудно было предположить, по какому пути экономического развития пойдет страна, поэтому перечень возможных форм для юридических лиц был подобран максимально обширный, чтобы всем было удобно.

С течением времени практический опыт доказал не целесообразность продолжения существования таких форм как закрытое акционерное общество и общество с дополнительной ответственностью т.е. ЗАО и ОДО соответственно. Форма ОДО сегодня вообще практически не используется как таковое, а принципиальное отличие ЗАО от ООО всего одно – это механизм выхода акционера из компании. В этой связи после проведения реформы было принято решение оставить акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Новый Гражданский кодекс упраздняет деление акционерных компаний на предприятия закрытого и открытого типа, прекращает свое существование и непопулярное ОДО. На смену старым придут новые понятия непубличных и публичных компаний. Для учредителей ЗАО это сопряжено с определенными хлопотами. Компанию потребуется преобразовать в производственный кооператив или ООО. Существует и вариант сохранения формата АО, но в этом случае также потребуется учесть новые нормы, принятые для регуляции деятельности непубличных и публичных акционерных обществ.

Зачем оставили кооперативы и товарищества?

На данный шаг пошли не случайно, а с учетом возможных изменений в недалеком будущем. Приведем пример развитых экономик западных государств. Практически в каждой такой стране добрых 2/3 предприятий являются мелкими частниками или небольшими партнерствами. Аналогичная картина наблюдается и в США и в Европе. Конечно, большую часть коммерческого оборота страны формируют именно корпорации, но в численном выражении компании такого формата занимают в среднем около 20% от общего числа субъектов бизнеса. Подобное положение вещей связано с тем, что малый бизнес в западных странах пользуется достаточно большим количеством льгот, в обмен на которые несет ответственность всем своим имуществом. В случае выбора формы ведения бизнеса, при которой каждый участник предприятия рискует только в рамках «пожертвованных» им активов о налоговых льготах приходится забывать. Кроме того, структура управления компанией в таком случае предопределена заранее и навязывается на законодательном уровне. Такое положение вещей объясняется очень просто. Корпоративную форму бизнеса жалуют намного меньше других, поскольку она повсеместно используется в качестве щита от кредиторов.

Ситуация в РФ пока еще далека от описанного положения вещей, поскольку ни производственный кооператив, ни товарищество не получают никаких налоговых преференций в случае их создания. Аналогичная судьба складывается и у недавно возникшей формы собственности – хозяйственного партнерства. Отсутствие налоговых льгот стало основной причиной нулевого интереса к нововведению. Специалисты, работавшие над реформированием Гражданского кодекса, посчитали, что ситуация в этом направлении имеет высокие шансы на изменение в лучшую сторону, поэтому было принято решение оставить кооперативы и товарищества, которые смогут стать востребованы в России в самом ближайшем будущем.

На этой оптимистической ноте будем заканчивать. Действительно, верить в то, что малый бизнес в нашем государстве в скорости вздохнет с облегчением очень и очень хочется.

Leave a comment

Name:
Email:
Comment:
Add comment